Оглавление:
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации. 1. По предмету правового регулирования: 1.1. Материальные — закрепляют юридический статус участников управленческих отношений, их права и обязанности.
«В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными». Например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина.
административно-правовой статус граждан.
Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений. Стр 2 из 8 Соседние файлы в предмете 18.05.2015103.42 Кб 18.05.201550.04 Кб 18.05.201555.81 Кб 18.05.2015456.7 Кб 18.05.2015395.78 Кб 18.05.201549.5
Административно-правовые нормы классифицируются на определённые виды.
Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет их классификация по нескольким основаниям.1. Деление по назначению имеет наиболее общий характер, поэтому основными видами административно-правовых норм являются материальные и процессуальные.
Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, их ответственность и их административно-правовой статус, определяют правовой режим, в рамках которого должна функционировать система государственного управления. Таким образом, материальные
/ / 3.2.
Понятие и виды административно-правовых норм Общепринятой формулировкой понятия административно-правовой нормы является то, что административно-правовая норма учеными понимается как установленное государством или лицами, уполномоченными от его имени, правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Следует отметить, что действие норм административного права в силу
административно-правовой статус гражданина. 5. В зависимости от предела действия: а) соответственно территориальному масштабу: • территориальные — нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (напр., нормы КоАП — общегосударственные, а правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории); • межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (напр., акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах); б) по действию во времени: • срочные — нормы, для которых определен срок действия; • бессрочные — нормы без указания срока действия, т.
е. до официальной отмены компетентным органом; в) по кругу лиц: • нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации.
Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е.
Это, например, нормы, определяющие обязанности
Понятие административно-правовых норм Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация исполнительной власти — государственное управление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная контрольная деятельность и административно-юстиционная деятельность государства), включает в себя следующие элементы: — административно-правовые нормы; — административно-правовые отношения; — защиту административно-правовых отношений в случаях отклоняющегося поведения субъектов административно-правовых отношений, правовое сознание которых в силу различных причин и обстоятельств деформировано, извращено или вовсе отсутствует.
Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.
В.Т.Батычко Конспект лекций.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г. Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.
Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами. 1. Наиболее традиционна классификация норм на: а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.; б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.
2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы: а) обязывающие, т.е.
содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках.
Норма административного права представляет собой установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений. Первой особенностью административно-правовых норм является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере административного воздействия государства.